Лекционный зал

contra omnes.
Dixi et ahinam levavi.
лат. Сказал и тем самым облегчил душу.

Искусство Древнего Египта

Преподаватель истории искусств вошёл в кабинет уже немного уставшим, так как лекцию в расписании поставили в конце дня. Ученики тоже были утомлены переизбытком ценной информации, полученной за день.

- Добрый вечер, уважаемые ученики. Несмотря на то, что мы сильно устали, а знания получать надо, ведь так? Да и потом, предмет не сложный, для кого-то даже очень захватывающий. Ну что же, мы продолжаем и сегодня заканчиваем Древний Египет. Тема занятия – Искусство Древнего Египта. Объёмное искусство, к примеру, скульптуры, и живопись служили культу мёртвых. Скульптору надо было очертания лица усопшего отобразить на каменном материале так, чтобы те навечно неизменно сохранились. Следовательно и скульптор становился «распорядителем» вечной жизни.
Рассмотрев роспись стен гробницы, видим, что далеко не для роскоши они задуманы, а для нужд вечной жизни фараона. Древние египтяне верили, что всё отображенное оживёт и будет использовано для увеличения благосостояния правителя-бога.

И снова одно изображение сменило другое.

- Произведения искусства были созданы обдуманно, а не как спонтанное проявление эмоций. Естественно, что создание живописи надо связывать с религиозными нуждами, различными ритуалами, представлениями. Теперь вы можете созерцать самые первые попытки изобразительного искусства где-то в 40 гг. д. н. э.

- Связь между живым человеком и его отображением египтяне считали очень тесной. Скульптура или рисунок в их восприятии перенимал и особенности живого двойника, и способности, и статус. Об этом свидетельствует найденное в Гробнице фараона неисчислимое количество статуэток, задание которых состояло в олицетворении фараона в строю богов.

- Искусство египтян «говорит» символами. Так, к примеру, богов и правителей от остального люда можно было отличить благодаря их величественному росту, который значительно превышал размеры простого смертного, а также при помощи символов божественной власти и мудрости: онемевшие змеи над головой фараона, регалии, т.е. священные ценности в его руках, полосчатая, только свойственная фараону материя, роскошные головные уборы и/или накладные бороды.

Эдуард снова махнул своей волшебной палочкой и изображение поменялось.

- В суде Озириса символическое значение было у пера богини Маат, а в росписях гробниц у святой лодки, с помощью которой можно было переместиться в вечность, а также у предмета, которым проводили церемонию открытия рта, чтобы жизненная сила «Ба» могла проникнуть в тело статуи или нарисованный образ и тем самым оживить его.

- Теперь стоит поговорить о канонах искусства. Эти каноны устанавливали, что каждый предмет, вещь или даже деталь изображаемы в таком ракурсе, который лучше всего раскрывает свою форму и наиболее нагляден. Поэтому-то, к примеру, голову человека в искусстве Египта мы видим расположенную в профиль, а глаз фронтально, т.е. прямо на созерцателя, плечи спереди, а движение ног наиболее видно сбоку.

- К примеру, если художник рисовал пруд в центре сада, то он его отображал в виде сверху, а деревья и растения – спереди. Прошу Ваше внимание на доску.

На доске новое изображение для созерцания.

- Исключительно во время Нового государства, когда реформы фараона Эхнатона (1375 – 1336 гг. до н. э.) повлияли и на искусство, отступление от традиционных канонов позволило более обширную пластичность форм, внеся естественность, эмоциональность, жизненность, более свободные позы и жесты.

- Новая подтема лекции – Монументальное объёмное искусство. Монумент – довольно большое по размерам сооружение рук человека. Огромные каменные колоссы, которые были расположены спереди храма, сохранили очертания лица того фараона, во время которого храм строился. Это должно было указать на особый статус фараона и его близость миру богов. Колоссами Мемноса называют две высокие статуи фараона Аменхотепа III при входе в когда-то существовавший храм бога Амона.

Небольшая пауза.

- Сейчас, конечно, о Сфинксах. Вы думали я забыл – о нет, о таком невозможно забыть. Достояние Древнего Египта, , достояние людей, достояние мира! Для прославления фараона служила не только архитектура, но и объёмное искусство. Одна из идей огромнейшей мощи фараона и символ воплощения бога солнца был сфинкс – существо телом льва и лицом человека, в котором были хорошо отображены черты лица фараона. Величайший из такого типа сооружений – это страж пирамиды IV династии фараона Хефрена – Большой сфинкс. Тело высечено из огромной скалы, а гигантские лапы из известняковых плит. Высота образа – 20 метров. Сфинкс расположен спиной к пустыне и лицом к реке Нил. Он как бы взирает вдаль и ухмыляется. Голову сфинкса покрывает платок, который принято носить только фараонам. Во лбу видна священная змея – кобра, которая сразу символизирует власть фараона и огненные глаза бога солнца Ра.

Преподаватель устало опустился в своё кресло возле стола.

- Мы постепенно близимся к финишной прямой. О том, что даже фигурки в большей степени служат культу мёртвых, свидетельствует найденные многочисленные скульптурки, задание которых состояло в том, чтобы олицетворять фараона в строю богов.

По велению профессора изображения так же плавно сменяли друг друга.

- И последнее на сегодня – Нефертити и Кай. Нефертити – жена фараона Амонхотепа IV. Её скульптура – работа Нового стиля, который даёт преимущество в реалистическом изображении в отличие от неживых и застывших форм в предыдущий период искусства. Образу характерна женственность, интеллектуальность и знание себе цены. На изображении мы видим её в возрасте 25 лет без одного зрачка, который скульптор осознанно не отобразил, так как бытовало поверье, что если скульптура была бы закончена, в неё непременно вселился бы двойник живой души.

Писарь Кай. В отступлении от существовавших канонов можем видеть знаменитую скульптуры писаря Кая. Она в естественную величину. Глаза выразительно смотрят вдаль, рост – немного сгорблен. Кажется, он обдумывает ту информацию, которая фиксируется на коленях лежащего рулоне папируса. .

Эдуард докончил лекцию и закрыл глаза. Через несколько секунда раскрыл их.

- Всем большое спасибо за внимание. Все свободны. С нетерпением буду ждать следующей лекции!

Ученики покинули аудиторию. Мужчина машинально встал, погасил свет палочкой и покинул кабинет.

Домашнее задание:

1. Найдите ещё один-два примера канонов в Искусстве Древнего Египта? В чём суть канона, и конечно, приложите изображения.

2. Почему, по-вашему, Сфинкс не занесён в Семь чудес света? Мнение обоснуйте.

3. Какие ещё символы Древнего Египта вам известны? Приложите изображения.

Hosted by uCoz