Лекционный зал

Finis coronat opus.
лат. Конец - делу венец.

Искусство и Архитектура Двуречья

Преподаватель зашёл в аудиторию. Ученики машинально поднялись поприветствовать его. Эдуард улыбался.

- Добрый день. Прошу Вас, садитесь. Сегодня мы будем говорить об Искусстве и Архитектуре Двуречья, т.е. Месопотамии. Предлагаю начать лекцию. Но для начала что же такое Двуречье? Двуречье или Месопотамия – это область между двумя реками: Тигром и Ефратом от Персидского залива до Ирака в доисторическое время. Главным строительным материалом в низовьях реки была глина. Из глиняных кирпичей строили главные общественные здания, а из смеси тростника и глины – хижины крестьян. Так как глина легко поддаётся водяной и солнечной обработке, то, к сожалению, мало что сохранилось до наших дней из шумерских построек. Деревьев и камней было мало, поэтому-то дерево и камень в доме большая редкость.

- В каждом центре города шумеров, т.е. жителей Двуречья или Месопотамии, находился главный храм – зиккурат. Он выглядел в форме ступенчатой пирамиды

- В основании зиккурата лежит большой, кирпичный четырёхугольный куб или усечённая пирамида, на который клали следующий, только уже поменьше и так далее. В самом верхнем кубе находилось святилище. От шумерских зиккуратов, к сожалению, сохранились только небольшие глиняные горочки. Исключение составляет зиккурат в Уре, возведенный примерно в XXI веке до н. э., который частично сохранился. По нему можно судить о размерах шумерских построек.

Эдуард улыбнулся всем присутствующим, обвёл взглядом и продолжил.

- Зиккураты Двуречья строились в честь богов, которые, по преданиям шумеров, находились на небесах. Вверх по лестницам зиккурата двигалась торжественная процессия, чтобы совершить ритуалы и получить благословление богов. Конструкция зиккуратов напоминает принцип строения Вселенной, а также символическое разделение слоёв общества. Широкое основание строения соответствует беднейшему слою населения, а верхняя платформа, где находился храм – правителю, жрецам, чиновникам.


Небольшая пауза, чтобы разделить материал лекции.

- На цилиндрической печати цель отображаемых мифологических и бытовых пейзажей состоит в том, чтобы утверждать статус владельца, обеспечивать благосклонность высших сил. Прошу Ваше внимание на доску. Вот пример.




- На пластине изображенная колесница свидетельствует о том, что уже шумеры знали такой метод перемещения. Сейчас вы увидите примеры штандарта, т.е. флага Уры около 2500 лет до н. э.





- Такие скульптурки богомолов древние шумеры ставили в своих храмах, чтобы они вместо жрецов молились богам, следовательно считали, что между копией, т.е. скульптурой, и оригиналом, т.е. человеком существует определённая связь.

Профессор Станжерсон вытащил из портфеля небольшой фолиант по искусству древних цивилизаций, открыл на определенной странице.

- Теперь надо поговорить об отображении человека в шумеро-аккадском искусстве. Но, для начала об Шумеро-Аккадском царстве. Это царство, соединявшее в себе государства Шумер и Аккад во время правления III династии Ура примерно с 2112 г. по 2003 г. до н. э. Отображение человека шумерами кажется нелепым, угловатым, даже уродливым. В тоже время аккадские художники, создавая скульптуру правителя Лагаш Гудеа, поражают своим анатомически чётким решением строения тела.

Отображение человека шумерами
Отображение человека скульпторами Аккады

- Если вы обратите внимание на доску, то увидите шумеро-аккадские навыки в прикладном искусстве

Шлем
Диадема правительницы Шубад

- Шумерами сделанная Голова золотого быка Уры удивляет своей пластичностью, выразительностью, внутренним напряжением и высоким чувством реализма.


Голова золотого быка Уры где-то 2600 лет до н. э.

- Естественно несколько слов о Стеле законов Хамурапи. Стела – каменная, мраморная, гранитная, деревянная плита или столб с высеченным текстом или изображением. Законы правителя Хамурапи увековечены на двухметровой диоритовой стеле.
Формовка, т.е. произведение объёмного искусства, которое выделено из плоскости; где отображено, что сам бог передаёт правителю права правления, должна была стирать любые сомнения о незаконности кодекса

- Далее крылатый бык, который относится к Ассирии. Ассирия – государство на севере Двуречья с XVII в. до н. э. по VII в. до н. э. Крылатый бык, высота которого не больше 4 метров, создан в VIII в. до н. э. Таких духов-защитников ассирийцы располагали с обеих сторон входа в город и замок правителя. Взгляните на несколько примеров формовки.


Ашшурбанапал охотится на львов, формовка из замка Ашшурбанапал в Ниневеи, VII в. до н. э. Фрагмент из плеяды изображений, которому характерны динамика и выразительность.
Крылатые гении


Мужчина оторвал глаза от фолианта, окинул быстрым взглядом учеников. Затем встал с места, и медленно прохаживаясь вдоль столов, продолжил.

- Последняя подтема – город Вавилон. Вавилон – столица Вавилонии, один из крупнейших городов Древнего мира. Основан в XXIII в. до н. э. и разрушен в I в. до н . э.
Позже был столицей державы Александра Македонского. Правителю Навуходоносору, а по аккадски имя звучит как "Набу-кудурри-уцур", годы жизни 604 – 562 г. до н. э., хватало рабочих рук рабов, чтобы свой город превратить в чудо и неприступную крепость, которая объединила в себе Ниневию и Таба, и о которой правитель с гордостью сказал: «Я построил!».

Эдуард направился к своему столу.

- Вавилон, так же как и все остальные города Месопотамии, окружала стена, только здесь она была трёхслойной и очень высокой. Стена была настолько толста, что по её верхней части могла ехать колесница, запряженная четвёркой. В стенах один за другим были встроены сотни тяжёлых квадратообразных башен. Непроходимое укрепление пополнял ещё и ров, который тянулся вдоль внешней стены.

- Возле главных башен находились врата в честь богини плодородия Иштар. Врата образовывали четыре квадратоподобные башни и глубокий вход фиолетового цвета. Стены врат сверху донизу построены из остеклённых кирпичей. Синий цвет был ярким и насыщенным. Сами кирпичи были покрыты рисунками 575 священных животных.

Преподаватель замолчал, далее полил все цветы в аудитории, продолжил лекцию.

- Хочу Вам рассказать Вавилонскую легенду, которую, возможно, кто-то из Вас уже слышал. Так вот, люди хотели построить храм, который достигал бы небес, но Бог их наказал за их гордыню и отнял общий язык, поэтому-то они больше друг друга не понимали и храм не достроили. Древний историк Геродот говорил, что на самом верху храма было святилище, где были расположены только диван с подушками и золотой стол. Примечательно то, что статуи Бога там не было.

- И последнее, конечно, о висячих садах Семирамиды и самой правительнице Семирамиде. Вот что она говорила: «Природа меня наградила телом женщины, а дела меня поставили в строй с самыми храбрыми мужами. Я правила страной Нина, которая обхватывала почти всю Азию. Передо мной ассирийцы не знали, что такое море, я их познакомила с такими четырьмя морями, которые раньше не были виданы. Я изменила дно морей, чтобы орошить неплодородные земли и сделать их плодородными, я построила укрепления и выстроила дороги сквозь непроходимые горы, моя колесница ехала по таким путям, по которым не брели даже лесные звери. И, выполняя так много дел, я нашла ещё время для своих развлечений». Каким высокомерным это изречение не было бы, тем не менее, перечислены основные заслуги правительницы. Четыре моря, открытием которых гордится Семирамида: Средиземное, Каспийское, Чёрное и Красное моря.

Эдуард замолчал, чтобы дать ученикам хоть немного передохнуть.

- Навуходоносор любил свою новую жену, нубийскую принцессу, которая в пыльном Вавилоне скучала и тосковала по родным холмам, шелесту деревьев и запаху рощь. Правитель Вавилона перенёс этот райский холм в центр жаркой долины. Для строительства садов были задействованы все духовные и физические силы, а также материальные ресурсы. В памяти последующих поколений имя правительницы слилось с правительницей Ассирии, тем самым сады стали всем знакомы под названием «висячие сады Семирамиды». Сады были расположены на четырёх этажах. Арки этажей держались благодаря 25 метровым в высоту колоннам. Платформы этажей были сделаны из плоских каменных плит, которые покрывали слоем тростника, затем заливали асфальтом и накрывали свинцовыми листами, чтобы вода не стекала на нижние этажи. На поверхность платформы насыпали землю для того, чтобы росли большие деревья. Террасы, которые были между собой соединены лестницами, были покрыты цветными плитками.

Профессор Станжерсон улыбнулся, сел за преподавательский стол и махнул волшебной палочкой.

- Спасибо большое за внимание. Прошу на следующие лекции не опаздывать и брать с собой максимум концентрации, так как начинаем уже основы классического древнего искусства – блок Древней Греции, а позже и Древнего Рима. До свидания!

Ученики неспешно покинули кабинет истории мирового искусства. Мужчина же остался в кабинета ждать прихода другого курса.

Домашнее задание:

1. Почему, по-вашему, шумеры строили свои зиккураты именно в такой форме? Мнение обосновать.

2. Что для вас, лично, символизирует Вавилон?

3. Найти ещё примеры искусства и архитектуры Двуречья, кроме тех, которые уже были изучены в течение лекции. Конечно, приложите изображения.

4. Хорошо или плохо, что шумеры не смогли достроить Вавилонскую башню? Да/Нет – Почему?

Hosted by uCoz