Восприятие мифического мира

- Приветствую всех! Рад вас видеть на новом курсе учебной обязательной программы – Истории мирового искусства. Читать курс вам буду я, профессор Эдуард Станжерсон. Открою секрет – предмет очень интересный, я бы даже сказал захватывающий, но при этом его надо просто понимать, или, во всяком случае, стараться понять.
Сделал паузу и продолжил.
- Мы с вами ознакомимся только с основными моментами искусства, без которых немыслимо современное течение, ведь всё из друг друга вытекающее, к примеру, искусство Древней Греции, Ренессанс, Барокко, Рококо, Романтизм, Модернистские и Авангардистские направления. Акцент буду делать на живописи, объёмном искусстве и архитектуре. Изредка будем касаться литературы и музыки. Признаюсь вам, что всю историю искусств практически невозможно изучить за небольшое время, ведь для этого надо десятки лет, оно многогранно и многослойно. С развитием общества, технологий, моды и музыки – меняется и воззрение на то или иное произведение. С каждым разом, к примеру, созерцая «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, мы открываем для себя что-то новое. Как и, в общем-то, с любым произведением искусства. Ну а теперь предлагаю начать наше погружение в мир прекрасного и загадочного. Первая наша тема – «Восприятие мифического мира».
Преподаватель махнул палочкой и на доске появилась тема лекции. Рядом с темой последовало изображение.
- Ах да, вы наверное хотите спросить почему же я закрыл шторы? А всё очень просто – искусство НЕ может существовать без звука и картинки, а главное – без чувств. Поэтому каждое наше занятие будет сопровождаться изображением, т.е. в частности репродукциями.
Эдуард улыбнулся, посмотрел на доску и снова начал повествование.
- У вас, насколько я знаю, есть отдельный курс Мифологии Древней Греции, что очень замечательно. Да, где-то мы будем пересекаться с другими дисциплинами, ведь всё взаимосвязано. А как говорили ещё древние римляне – Repetitio est mater studiorum, перевод который вы и сами знаете. Итак, с древнегреческого языка mytos – предание, рассказ, повествование. Миф это мировоззрение древних людей, первая универсальная форма восприятия мира. Миф включал в себя представление (религия, наука, искусство) системы об окружающей среде. Пример из Скандинавской мифологии – Вселенная была создана из частей тела великана Имира. Горы, скалы и камни – это его кости. Моря, реки и озёра – его кровь. Деревья, кусты, трава – его волосы. Небеса – череп, а облака, плывущие по небу – его мозги.
Ученики сонно слушали оратора, ведь уже частично что-то слышали из смежного курса.
- Миф это священные тексты племени, народа, в которых внимание концентрировано на времена и явления перед созданием вселенной: мира, человека, бога, животных и различных вещей, явлений, а также происхождения всего живого. Существует разделения на 6 видов:
Космогонические мифы – создание космоса. О появление порядка на земле. Пример, в Индии в начале был большой океан, а в нём маленький песочный шар всё рос и рос, затем появился бог Индра и создал всё остальное).
Зооантропоморфические мифы – о создании животного и человека. «Зоо» – животное, «антропо» – человек.
Антропогонические мифы – о человеке.
Астральные мифы (лунарные, солярные) – о космических объектах.
Экзотерические мифы – знают все, эзотерические мифы – только избранные.
Тем не менее отмечу, что условно главным разделом мифов можно считать Этиологические мифы , от которых, опять же условно, ответвляются все выше перечисленные виды. С древнегреческого языка etio - причина, а logos - учение/наука, следовательно и получается, что этиология - наука о причинности , а этиологические мифы - мифы о причине или появлении чего-либо . Любой миф, к примеру, антропогонический, можно считать и этиологическим. Этиология - более обширное понятие, которое поглощает в себя всю мифологию.
Профессор подошёл к окну, взглянул на младших учеников, у которых проходило занятие Полётов на метле. Улыбнулся.
- Идём дальше. Главной функцией мифа является пересказ, напоминание о сакральной истории (священной). Также сделать мир древнему человеку более близким и понятным, чувствовать себя в безопасности, быть в надёжности. Ещё помочь понять всё, что происходит и в микрокосмосе (судьба), и в макрокосмосе, дать ответы на все самые важные вопросы.
На доске сменились изображения.
- Теперь мы с вами переходим в новый раздел этой темы – магия.
Магия – это попытка людей понять связь между сверхъестественными силами и со всем происходящим в мире и в жизни людей, при этом обращая магию в свою пользу. Классификация магии – белая (добро) и чёрная (зло). Виды магии – слово (молитва, колдовство), жертвоприношение.
Стоит также упомянуть ещё и об ранних формах религии.
Анимизм ( от лат. Anima – душа) – вера, что у неодушевлённых предметов есть душа, присваивание душевных качеств силам природы и явлениям.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между человеком/людьми/группой людей и определёнными животными, реже растениями.
Фетишизм (от фр. Fetichisme) – присваивание сверхъестественных способностей различным неживым предметам.
Мужчина остановился, подошёл к столу, выбрал из портфеля кое-какие документы и ознакомился с ними. Через мгновение он продолжил лекцию.
- Мы близимся уже к финишной прямой. Древний человек жил в двух мирах – в профаном и сакральном.
Профанный мир – хаос и всё нереальное, у которого нет ни конца, ни границ. Человек, у которого профанное представление мира не способен прочувствовать суть и возможность сакрального мира.
Сакральный мир – «райский уголок». Характерны гармония, распорядок жизненных ритуалов. Сакральный объект, не прекращая быть самим собой, может превратиться во что-то особенное, понятное только человеку, который тоже живёт в сакральном мире.
И закончим мы наше занятие на интересной нотке – Табу, т.е. самый сильный запрет.
К примеру, убийство матери и отца, людоедство, половая связь с родственниками и т.п.
Несоблюдение табу – это знак того, что человек, который это совершил, теряет свой статус человека. Если было нарушено табу, то человек становится «лишним», иными словами «отбросом общества».
Профессор Эдуард Станжерсон замолк. Прозвенел колокол. Ученики облегчённо вздохнули.
- Большое спасибо за внимание. Все свободны. Ах да, вот вопросы домашней работы. С нетерпением жду следующей лекции.
И вопросы сами по себе вырисовались на доске.
Домашнее задание:
1. Чем отличается современный человек от человека каменного века? Мнение аргументировать.
2. Как вы считаете, это было осознанное изучение мира, либо знаки свыше, сами подсказывающие древним людям?
3. Назовите несколько плюсов и минусов магии.
4. Найдите несколько примеров мифа, но изложить содержание своими словами. Исключение: 12 подвигов Геракла.
Ученики наспех записали домашнюю работу и стремительно удалились из кабинета искусств. Эдуард тем временем раздвинул шторы.