Искусство каменного века

По школе пронёсся звон колокола. Ученики стремительно заполняли кабинет искусства. Преподаватель сидел за своим столом и читал фолиант по классическим стилям и направлением. Как только ученики расселись по своим местам, мужчина начал занятие

- Добрый день! Рад вас всех снова видеть на лекции по истории искусств. Сегодня наше второе занятие и тема лекции – «Искусство каменного века». Теперь вы сможете хорошо понять как эту, так и предыдущую лекцию по восприятию мифического мира. Моя цель была дать вам основные моменты, подчеркнуть акценты мифа, ранних форм религии, табу. В следующих лекциях вы это понимание углубите, ведь в дальнейшем нас ждёт и Древний Египет, где это очень важно. А теперь начнём.

Эдуард сделал паузу, окинул взглядом всех присутствующих и продолжил.

- Произведения искусства были созданы обдуманно, а не как спонтанное проявление эмоций. Естественно, что создание живописи надо связывать с религиозными нуждами, различными ритуалами, представлениями. Теперь вы можете созерцать самые первые попытки изобразительного искусства где-то в 40 гг. д. н. э.

На доске появилось изображение. (справа)

- В древние времена искусства НЕ существовало как независимая часть культуры, а очень тесно переплеталось с другими формами культуры – религией и мифологией, т.е. синкретизм (от греч. яз. - слияние, объединение), создавая неотделимое единство.

Профессор Станжерсон махнул палочкой и на доске возникли новые изображения.

Петроглиф
Живопись

- Теперь попрошу вас взглянуть на доску. Вы увидите виды изобразительного искусства около 20 гг. д. н. э: живопись и петроглифы, т.е. высечение изображения по камню.

- В основном изображали различных животных, нередко в их натуральную величину. В древние времени очень редко рисовали сюжеты. Думается, что изображения животных использовались в ритуалах как замена настоящим зверям. Возможно, что они отображали собой какие-либо символы. Большие звери могли также служить как тотемы, или же они были как символы высшей силы.

Мужчина сел за свободную парту ученика и устремил свой взгляд на присутствующих.

- Красящим веществом для первобытного художника была охра (жёлтая, красная, коричневая). Это растительное вещество смешивали с жиром животных. Ещё для получения чёрного цвета использовали сажу и уголь.

- На стенах пещер и камней учёные нашли не только изображения животных и людей, но и различные геометрические фигуры, орнаменты, а также линии и отпечатки рук. Встречались и так называемые отпечатки «негативных рук», которые были обрисованы краской. Считается, что это могло служить защитой или же какой-либо символ магического ритуала.

Сделал передышку, откашлялся.

- Так какова могла быть цель изображения человека в искусстве? Принято считать, что такое восприятие человека связано с магическими ритуалами, охотой, танцами и желанием заманить в ловушку животных. Изображение людей в Палеолите всё же можно найти, но сравнительно мало, хотя интересно то, что изображаемые люди нарисованы только контурами, отражены только их образы, а не изображены полностью, как это делали с животными.

На доске всплыло новое изображение (слева).

- Теперь стоит поговорить, конечно, о Венере, только про Палеолитическую. После 35 гг. д. н. э. появляются первые женские скульптуры. В связи с матриархатом большим уважением пользуется женщина. Образ женщины определённо служил больше чем символ в религии и символ вообще, который связан с плодородием земли, плодородием вообще, с продолжением рода. Взгляните на знаменитую Виллендорфскую Венеру.

Преподаватель встал и медленным шагом прошёлся по аудитории, взглянул на некоторые записи учеников.

- Сейчас самое время поговорить об открытиях современных исследователей и учёных в области Искусства каменного века. Итак, одни из знаменитейших рисунков первобытного человека – это рисунки в пещере Алтамира в Северной Испании. Они открыты в конце XIX века. Когда их нашли, сложилось впечатление, что это и не рисунки древних людей, так как уровень мастерства был высок и учёные считали, что первобытный человек попросту не способен на такое.

Эдуард направился к своему столу.

- В 1940 году во Франции была найдена пещера Ласко. Как ни странно, но её нашли четыре мальчика, играясь возле поваленного ветром дерева. Особенности высокой живописи и прекрасная сохранность позволяют этот комплекс считать классическим примером живописи древних пещер. Попрошу вас взглянуть на несколько древних рисунков пещеры Ласко.

- Только в позднем Палеолите главным становится сюжет. Древнему человеку важно отобразить действие, случай, ритуал или охоту и др.

Профессор замолчал, сделал передышку, посмотрел в окно.

- Итак, мы близимся к концу лекции. Подтема – Мегалитическая архитектура.
В эпоху Неолита около 2 – 6 в. д. н. э., укрепляясь животноводству, земледелию, происходит резкий переворот в развитии человека, мышлении, в отношении к себе и природе. Как раз тогда происходит влиятельное строение каменных построек, т.е. мегалитов. Кстати, я уже начал осваиваться в Школе и узнал, что у вас есть отдельный курс Магии Друидов, где эта тема вполне детально объясняется. Я же, в свою очередь, коснусь поверхностно. Существует множество типов мегалитических построек, но основные три: менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры – вертикально стоящие каменные столбы, которые иногда высились до 20 метров. Примеры менгиров можно встретить по всему миру, но чаще всего на территориях Англии, Франции и Ирландии.

По взмаху палочки мужчины на доске сменилось изображение на примеры менгиров.


Эта аллея менгиров состоит из 2813 мегалитов, которые распределены по 13 рядам.

- Теперь о дольменах. Дольмены – четырёхугольные постройки, которые построены из массивных каменных плит. Они расположены статично и покрыты ещё одной большой плитой. Дольмены служили местом захоронения. Существует несколько типов дольменов: валунный, составной и др.

И снова доска преобразилась, позволяя всем созерцать примеры дольменов.

- И последнее на сегодня – кромлех. Кромлех – постройка, где менгиры расположены статически в широко концентрическом кругу. Кстати, смею заметить, что Стоунхендж очень условно относится к кромлехам. Он скорее мегалитическое сооружение - мегалитический храм, который находился в круге из камней.

На доске новое изображение – Стоунхендж.




Стоунхендж в Англии.

- А вот пример истинного кромлеха.


Преподаватель замолчал, улыбнулся и взмахом палочки раздвинул все шторы. В свою очередь на доске вырисовалось домашнее задание.

- Большое спасибо за внимание. Надеюсь вам было интересно. Прошу вас, запишите домашнее задание и все могут быть свободны. До свидания!

Эдуард встал и молча покинул кабинет искусств.

Домашнее задание:

1. Интересно ли вам искусство каменного века? Мнение обоснуйте.

2. Найдите ещё хотя бы два типа Мегалитической архитектуры. Скажите о функциях сооружений и не забудьте приложить изображения.

3. Каково влияние Искусства каменного века на современный мир, да и есть ли такое вообще?

Hosted by uCoz