Архитектура Древнего Египта

- Доброе утро! Рад Вас всех видеть. Сегодня у нас Архитектура Древнего Египта , а на следующем занятии мы поговорим об Искусстве Древнего Египта. Материал не сложный, но объёмистый. Итак, начнём. Кстати, скажу сразу, что во время лекции часто будет использоваться термин «архитектоника» - искусство строить, умело совмещать различные детали композиции, при этом не нарушая идею и целостность сооружения / здания. Мастаб – строение, где хоронили придворных чинов и принадлежных к свите фараона. Строились из кирпичей из ила в форме прямоугольного камня с покатыми стенами. Наземное строение с камерой захоронения соединяла вертикальная шахта. Пожертвования и еду для души умершего клали в наземном помещении.
Небольшая пауза, чтобы ученики успели законспектировать.
- Конечно пирамиды! В бассейне реки Нил нашли более 80 руин пирамид. Пирамиды служили гробницей фараона, т.е. египетского правителя и должны были всегда обеспечивать вечную жизнь правителя после смерти, когда он, по преданию древних египтян, «перемещался» к богам и сам становился им. Пирамиды – доказательство того, что уже древние египтяне знали и умело использовали константу числа Пи. В результате чего был получен т.н. «золотое сечение», что каждой пирамиде придаёт гармоническое ощущение целостности - угол у основания составляет 52 градуса наклонной. Символически пирамиды – это модель мировой горы: основание означает землю, 4 стороны – четыре стороны Света, а вертикаль – диалог земли неба. Есть три типа пирамид, прошу внимание на доску.
По взмаху палочки на доске вырисовались новые изображения.
- В древние времена искусства НЕ существовало как независимая часть культуры, а очень тесно переплеталось с другими формами культуры – религией и мифологией, т.е. синкретизм (от греч. яз. - слияние, объединение), создавая неотделимое единство.
Профессор Станжерсон махнул палочкой и на доске возникли новые изображения.
![]() | ![]() |
| |
![]() | |
|
- Теперь несколько подробней. Пирамида Джосера – учёные утверждают, что первая открытая пирамида была задумана как мастаб, но уже в процессе строительства перешла в ступенчатую пирамиду. Эти поиски египтян грандиозных архитектонических форм можно отнести где-то к 2700 до н. э. Архитектором пирамиды был старший служащий фараона Джосера Имхотеп. Сохранилась даже его скульптура. Имхотеп был жрецом, магом, архитектором и учёным.
Мужчина сел за свободную парту ученика и устремил свой взгляд на присутствующих.
- Пирамиды Гизы – это пирамиды IV династии правителей Хеопса, Хефрена и Микерина, которые строились между 2700 и 2200 гг. до н. э., и которые потом будут именовать одним из Семи чудес света. И несколько слов о пирамиде Хеопса . Пирамида Хеопса до сегодняшнего дня является самым большим архитектоническим сооружением, который создан руками человека. Очень сложно представить, что можно было построить что-то подобное без помощи техники. Она 147 метров в высоту и каждая боковая сторона доходит в длину до 230 метров, а сама пирамида занимает площадь в 5,25 гектаров. Чтобы обойти вокруг пирамиду, надо прошагать примерно километр! Сами же помещения в пирамиде занимают только 3 – 4%. Пирамида состоит из 2 300 000 огромных, со всех сторон гладких и отполированных известковых блоков. Затем поверхность пирамиды была обшита гладкими, белыми, полированными известковыми плитами. Вычислено, что каждый блок весит 2,5 тонны, а самый тяжёлый из них 15 тонн.
Мужчина большими шагами обошёл всю аудиторию и вернулся к своему столу, бросая взгляд в конспекты учеников.
- Сейчас поговорим о Скальных гробницах . Многие случаи грабежа побудили фараонов во время нового государства (около 1070 – 660 гг. до н. э.) прекратить строительство пирамид и создать скальные гробницы. Они были замаскированы и не так уж легко обнаружимы. Сегодня самая знаменитая – это гробница Тутанхамона в Долине Царей . Прошу всё Ваше внимание на доску.
На доске начали друг друга сменять различные картинки.
В 1922 году учёный Г. Картер находит гробницу Тутанхамона.
Содержимое гробницы Тутанхамона
- Наземные храмы . Храм бал предназначен для поддержания святой «связи» с богами. Египтяне считали это местом обитания духа бога «Ка». Поэтому-то египтяне в храмах ставили изображения своих богов, их двойников, которым наглядно надо было символизировать присутствие бога. Жрецу следовало ухаживать за неподвижными образами богов, их мыть, жертвовать пищу, выполнять различные ритуалы и приглядывать, чтобы никто и ничего не мешало их покою и миру. В отличие от современных храмов там не проводились публичные богослужения.
Небольшая пауза. Профессор Станжерсон сел за свой стол.
- Роскошные трапециевидные врата, т.н. пилоны , служили входом в храм. Спереди сидели на тронах каменные колоссы, чьим лицам были присвоены очертания лица того фараона, во время которого строился храм. С каждой стороны ворот стоял обелиск , символизируя луч солнца, который «светит» прямо в небо. В новой стране (660 – 330 гг. до н. э.) главными стали храмы бога солнца Амон-Ра. От побережья Нила к храму вела широкая, засаженная пальмами аллея, где по обеим сторонам как сторожевые образы, были расположены каменные львы с головами баранов.
![]() | ![]() |
|
И снова на доске новые изображения.
![]() | ![]() | ![]() |
|
- Колонны и стены храма были расписаны иероглифами. Дальше всего от входа находился «алтарь» богов и заходить туда могли только жрецы, которые следили за покоем. Там находились образы богов, святая лодка и другие реликвии, к которым стоило относиться с уважением и трепетом. Нижнюю часть стен украшали элементами мира флоры, т.е. растений,
а сине-серый пол символизировал реку Нил, в свою очередь потолок был окрашен в тёмно-синий цвет, т.е. небо и украшен звёздами, птицами. Колонны же напоминали собой папирусы, лотосы и пальмы. Некоторые высились до 21 метра, а диаметр капители , т.е. верхняя часть колонны, доходила до 6 метров, к примеру, в храмах Луксора и Карнаки.
Эдуард встал из-за стола и направился к полке с фолиантами, успевая продолжать лекцию.
- Архитектонический образ храмов диктовали каноны , т.е. какие-либо устои, нормы, правила, следовательно, и храмы внешне были очень схожими. Они символически отображали мир. Теперь об одном знаменитом храме – Скальный храм Хатсепшута . Построенный скальный храм во время правления Хатсепшута демонстрирует изящный вкус и ещё небывалый поворот архитектоники. На многих уровнях были расположены широкие террасы, которые оканчивались своеобразными портиками , т.е. галереями, которые держались на колоннах. Путь к храму был проложен через рассыпчатые наклонные дорожки. Сам грозный фон скал, дарованный природой, подчёркивал и выделял оригинальность идеи архитектора, а также сдержанность и лаконичность. И снова прошу всё Ваше внимание на доску.
По велению палочки преподавателя изображения плавно сменили друг друга.
![]() | ![]() |
| Внешний вид храма Хатсепшута. 15 в. до н. э. |
- И последнее на сегодня – скальный храм Абу-Симбел 13 в. до н.э. Фараон Рамзес II посветил храм трём доминирующим богам и, конечно, самому себе. Четыре огромные фигуры правителя Рамзеса II, которые спинами «вросли» в гору камня, украшают фасад сооружения.
- Строя этот храм, фараон Рамзес II приказал в скальной массе гранита высечь все главные детали храма: колонный двор, зал, где потолок держится на четырёх низких колоннах и святилище. В декоре главного зала художник должен был отобразить победы Рамзеса II над своими противниками.
Эдуард устало улыбнулся, ведь лекция уже изрядно затянулась, тем не менее, материал был довольно интересным.
- В самой глубине святилища находилось скульптуральное отображение Рамзеса II среди богов. Только два раза в году в этом храме можно наблюдать, т.н. «чудо солнца». 21 марта и 21 сентября точно в 5 часов и 58 минут луч солнца пробивается в самый отдалённый угол и недолго освещает Рамзеса и богов, за исключением бога тьмы Птаха.
- В 1963 году было получено ещё в истории археологии невиданное предложение – разрушить и распилить храм Абу-Симбел и перенести его на 65 метров выше , затем отстроить заново, чтобы спасти его от наводнения, в следствие поднятия уровня воды реки Нил в Асуанской дамбе.
Храм Абу-Симбел после перемещения.
- Ну что же, наша лекция подошла к концу. Прямо не верится, хотя, мне кажется, было очень интересно. Надеюсь Вам тоже. Всем спасибо за внимание, все свободны.
Торжественно пробил долгожданный колокол. Ученики, более-менее проснувшись ото сна, направились на следующую лекцию.
Домашнее задание:
1. Является ли для вас архитектура Древнего Египта чем-то особенным? Да/Нет – Почему?
2. Как вы считаете, используется ли методы строительства Древнего Египта сейчас? Если да – приведите пример.
3. Расскажите подробней о Долине царей – годы строительства, где, кто приказал построить, цель и т.д. Всё что сможете найти.